Статья была опубликована в газете "Донбасс" № 33 (20652) четверг, 19 февраля 2004 года. Автор: Елена Карпенко.
Даже метель в прошлую пятницу не смогла отменить концерт Александра Городницкого - поэта, поющего свои стихи.
Преодолевая невероятные для нашего края заносы, к филармонии шли ценители творчества этого удивительного человека, прожившего долгую жизнь, но совершенно не собирающегося стариться, как и почивать на лаврах. При всех своих званиях, солидном перечне научных работ, статей в журналах, книг, дисков он был, есть и останется неким символом вечного романтика, искателя приключений, сумевшего в словах аккумулировать тысячи километров и миль, которые ему пришлось пройти и проплыть.
Более сорока лет Александр Городницкий провёл в экспедициях, из них свыше трёх десятков - в океане. Длинный ряд географических понятий (та же Игарка, Берингов пролив, Нижняя Тунгуска) для него не просто точки на карте. Он плавал на самом красивом в мире паруснике, написав те самые классические строки, которые будут всегда манить молодых и рисковых в дальние странствия. Помните: "Пока паруса Крузенштерна шумят над моей головой"... Именно ему принадлежит своеобразная формула философии атлантов - отнюдь не мифологических персонажей, а представителей некой породы "не богов - человеков", привыкших к труду держать небо на каменных руках.
Спеша на концерт, думала, что этой песней он и начнёт разговор с залом о вечных истинах, о любви и тяге к бесконечности дорог. Услышала его очень давно, навсегда связав с именем Городницкого ощущение откровения и точного попадания в образ. Опережая события, скажу, что ею он поставил аккордно завершающую точку в своём общении (так не подходят сюда другие слова) с теми, кто с любой строчки был готов продолжить текст, подпевать до бесконечности. И слушать, слушать, слушать...
Не только старые, знакомые до интонации песни, но и стихи из новых книг. И воспоминания о тех, с кем свела его судьба. Представляющий самое первое бардовское поколение, он был дружен с Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким. Как профессор геофизики, позволял себе спорить с Ж. Кусто по поводу местонахождения Атлантиды (кстати, сейчас пытается найти деньги на организацию экспедиции для поиска этой ушедшей под воды страны). Как "сансонье СССР-68" выступал на Белой Олимпиаде сразу после Шарля Азнавура.
Он столько успел повидать и перечувствовать, что его рассказ звучит, как волшебные сказки из "Тысячи и одной ночи". С той лишь разницей, что они - не витиеватый вымысел, а зарисовки из жизни. Все названные города и страны им пройденны и по-своему легли в строку. Вспомните: "Над канадой небо синее..." Неужели вы ни разу не слышали о жене французского посла "нога высокая нага"? Это пели и поют от министров до зэков, не говоря уже о студентах и геологах.
Городницкий не скрывает, что начтоящие стихи пришли к нему поздно и через песни. Многие стали народными, безымянными, так естественно легли на душу, что вопрос об авторстве вроде и ни к чему. Не в этом ли самое главное признание?
Он может быть хулиганисто ершист - вечный любитель приключений, обласканный вниманием женщин, не ощущающий внутренней усталости, бремени лет настоящий мужчина при кодексах чести и т.д. Но порой в нём остро узнаётся маленький мальчик из блокадного Ленинграда, так и не сумевший пережить ту боль. И Гражданин с большой буквы, чётко разобравшийся в вопросе о том, что такое Родина для человека: не только страна, где он живёт, язык, который для него родной, но и его эпоха.
Он и такие, как он, сами стали целой эпохой ни с чем не сравнимого явления авторской песни. Где самая главная составная - "чтобы личность была". Эту формулу, услышанную накануне концерта от генерального директора творческого объединения "Точка опоры" Вадима Гефтера, охотно процитировал залу Александр Городницкий. Конечно, о явлении - о себе скорее отшучиваясь: "Неловымерший автор первого поколения".
Слыша его глуховатый голос, который никогда нельзя было назвать концертным и который всегда собирал огромные аудитории, думалось о другом. О том, что душе посчастливилось быть молодой независимо от прожитых лет. Атлантам стареть нельзя. Кто же тогда удержит небо?..
Комментировать могут только зарегистрированный пользователи
Сдаётся баннерное место ширина 620px Код: ins_media
Основной целью организации является сохранение и развитие традиций авторской песни,
выявление талантливых авторов и исполнителей, содействие в распространении авторских
песен и доведения их до широкого класса населения.
Мы приглашаем к сотрудничеству творческие коллективы, объединения, организации, союзы,
рассмотрим предложения по организации концертов, творческих встреч,
с благодарностью воспримем любую помощь и поддержку.
Просим всех желающих оказать спонсорскую помощь нашему фестивалю в виде финансов, товаров или услуг.
Мы, в свою очередь, гарантируем упоминание о Вас (Вашей фирме, предприятии) в средствах массовой информации.
Дополнительно обязуемся разместить предоставленные нам щиты или рекламные плакаты в концертных залах и на
территории проведения мероприятий фестиваля.
Сайт предназначен для оперативного уведомления организаторами фестивалей авторской песни и концертов о предстоящих мероприятиях. Расчитан на пользователей из Украины, Молдовы, России, Беларуси, Казахстана, США, Израиля и Германии. Позволяет вести живое общение. Очень прост в использовании. Имеется раздел для пишущих статьи на тему авторской песни. Премодерация отсутствует. Всё что выкладывается, мгновенно становится доступным остальным пользователям. Бардрадио. Ресурсы АП. Ссылки. Форум. Статьи. Клубы и ТО. Фотогалереи. Бардафиша. Рассылки. Фестивальные Положения. Обсуждение фестивалей. Концерты.